Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Программа представляет общую модель образовательного процесса в МБДОУ
детском саду №399, возрастные нормативы развития, общие и особые образовательные
потребности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, определяет
структуру и наполнение содержания образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.
АОП для детей с ТНР МБДОУ детского сада комбинированного вида № 399 предполагает:
- конкретизацию планируемых результатов и целевых ориентиров для детей разных
возрастных групп с учетом особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих
проявлений;
- дополнение содержательного раздела направлениями коррекционно-развивающей
работы, способствующей квалифицированной коррекции недостатков речеязыкового
развития детей, психологической, моторно-двигательной базы речи, профилактике
потенциально возможных трудностей в овладении грамотой и обучении в целом;
- определение содержания программы коррекционной работы с детьми с тяжелыми
нарушениями речи с учетом структуры дефекта, с обоснованным привлечением
комплексных, парциальных программ, методических и дидактических пособий и иных
содержательных ресурсов, предназначенных для использования в работе с детьми,
имеющими речеязыковые нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре
дефекта;
- конкретизация и дополнение пунктов организационного раздела с учетом изменений,
необходимых для эффективной работы с детьми с ТНР в части планирования
образовательной деятельности, обеспечения психолого-педагогических условий развития
детей, режима и распорядка дня, кадрового обеспечения, оформления предметно-
развивающей среды, перечня нормативных и нормативно-правовых документов, перечня
литературных источников.
АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи опирается на использование
специальных методов, привлечение специальных комплексных и парциальных
образовательных программ (полностью или частично), специальных методических
пособий и дидактических материалов. Реализация АОП для детей с ТНР подразумевает
квалифицированную коррекцию нарушений развития детей в форме проведения
подгрупповых и индивидуальных занятий.
«Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с
тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») определяет примерное содержание
образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в
различных видах деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального
миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами
активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
– конструирование (конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал),
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательные (овладение основными движениями) формы активности ребенка.