Чему важно уделить внимание летом
14.06.2024
Занять
своего малыша чем-то интересным и полезным – значит не только обеспечить ему
необходимые условия для полноценного развития, но и создать атмосферу любви,
взаимопонимания и доверия между ним и родителями. Это уже вполне
самостоятельные, любознательные маленькие личности со своими интересами и
потребностями. Поскольку на улице малыши не могут проводить все свое время (а
порой для этого и возможности нет), возникает естественный вопрос: чем заняться
с ребенком дома?
ЧЕМУ ВАЖНО УДЕЛИТЬ ВНИМАНИЕ?
Первое, что приходит в
голову многим родителям, – усадить малыша перед телевизором, компьютером, дать
ему планшет или телефон: интересные мультики или игры способны надолго увлечь
ребенка. Но при этом следует помнить, что время такого досуга должно быть очень
и очень ограниченным, иначе вреда для ребенка будет намного больше, чем пользы.
Чтобы не навредить малышу, а сделать его досуг продуктивным, важно учитывать
его возрастные и индивидуальные способности и потребности. Больше всего дети любят игровой вид деятельности. Именно в игру должны
трансформироваться любые занятия по развитию важных сфер жизни ребенка. Малышу
требуется физическая активность для правильного формирования и укрепления мышц,
сухожилий, костей, сердечно-сосудистой системы. Ему нужна возможность для
активного познавания окружающего мира, его законов. Большое значение имеют
занятия по развитию речи, обогащению активного словаря ребенка. Необходимо
совершенствовать бытовые навыки. Игра должна воспитывать у ребенка культуру
поведения, общения. Необходимо задействовать воображение юного
естествоиспытателя. Актуальна любая творческая деятельность. Она развивает
логику, моторику, фантазию. Ребенок стремится активно общаться с другими детьми
своего возраста, поэтому такая возможность для его жизненного опыта должна быть
обеспечена. Прежде всего – посредством сюжетно-ролевых игр. В игровой форме
малыш должен принимать посильное участие в повседневных делах родителей. Исходя
из этого, занятия ребенка должны быть весьма разнообразными. Далее приведены
конкретные примеры того, чем можно заняться с ребенком дома.
АКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Понятно, что играть в
футбол или прыгать в длину в квартире с ребенком вряд ли получится, но
существует немало занятий, способствующих физической активности малыша:
- «Детскотека». То есть игровая, детская
дискотека со смешными, подражательными движениями, пантомимами. Если в гостях
другие детки, можно устроить состязание. Еще больше заинтересовать юных
танцоров может перспектива приза победителю.
- Игры с воздушными шарами. Вариантов может быть
много: кто больше удержит шаров, кто быстрее лопнет, кто дольше продержит шарик
в воздухе…
- Игры с мячами, фитболом. Их можно бросать,
догонять, ловить, скакать на них или придумать еще что-то.
- Прятки. Прятаться могут как дети
или взрослые, так и выбранные ими предметы.
- Эстафеты между столами, подушками,
стульями, натянутыми между ними веревками и т. д.
Проводя
такие игры, следите за безопасностью: чтобы дети не спотыкались, не скользили
по коврам, не сбили мячом что-то ценное, не поранились случайно разбитыми
стеклянными предметами, зона таких игр должна быть безопасной.
ТВОРЧЕСТВО И МЕЛКАЯ МОТОРИКА Существует множество
примеров того, как заниматься развитием мелкой моторики ребенка. Немалую часть
таких занятий составляет творчество. Например, конструирование, работа с
мозаикой или пазлами, лепка из разных материалов, разнообразные способы
аппликаций с применением вырезания ножницами, всевозможные виды рукоделия.
Особое место занимают вариации на тему рисования. Можно предложить малышу:
рисовать разными принадлежностями (карандашами, фломастерами, красками,
мелками); обводить фигуры по трафарету и раскрашивать; обводить контуры
собственной ладошки или ступни; класть монетку под лист бумаги и закрашивать поверх
простым карандашом; раскрашивать картинки в раскрасках; проходить нарисованные
лабиринты, отыскивая нужный путь карандашом или фломастером; рисовать, соединяя
точки.
ИГРЫ ДЛЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Естественный интерес
ребенка необходимо всячески поддерживать. Существуют разные способы не просто
развлечь юного исследователя, но и расширить его жизненный опыт, кругозор,
попутно развивая и мелкую моторику, логику, любознательность:
Работа с кинетическим
песком
(по нему можно рисовать, лепить из него куличики или просто рассматривать, как
он «течет» по пальцам). Скотч для
малыша – предмет поистине волшебный. Если ему показать, как это работает,
велика вероятность, что на скотч будет прилеплено все, что попало в детские
ручки.
Дырокол, особенно если он
фигурный,
также заворожит ребенка надолго. Можно дырявить старые журналы, цветную бумагу
или листы, которые малыш закрасил сам разными цветами. Можно придумать и
веселые забавы с полученным конфетти.
Лупа. Еще одна «волшебная
палочка». Удивляться тому, как предметы, попавшие под лупу, превращаются в
большие, карапуз перестанет очень нескоро.
Моток ненужной пряжи может стать лабиринтом,
паутиной и кто знает, чем еще, в ручках маленького естествоиспытателя.
Вода, налитая в таз и
«сдобренная» пенкой, а также дополненная мочалками, игрушками, губками, – также
прекрасный плацдарм для детских исследований. То же самое можно сказать о
баночке с мыльными пузырями.
Старый фотоаппарат или
старый телефон с действующей фотокамерой в любом малыше пробудит желание стать
фотографом.
Любые
предметы обихода, которые заинтересовали ребенка, становятся объектом его
исследований. Поэтому желательно, чтобы в поле зрения попадали безопасные
вещи. Будьте для своего непоседы компаньоном в играх: помогайте, подсказывайте,
соревнуйтесь, предлагайте, показывайте пример, интересуйтесь. Это создает
теплые, доверительные отношения, делает вас в глазах ребенка лучшим другом.
РЕЧЬ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Эти два понятия
неразделимы: речь необходима для общения в социуме, а социум, в свою очередь –
неотъемлемый фактор развития речи. Если учесть, что самый первый социум для
малыша – его семья, то именно ей отводится здесь главная роль. Что способствует
развитию речевых навыков ребенка? Все, что создает ситуации говорения:
совместное с ребенком чтение книжек, обсуждение прочитанного; составление
рассказов по картинкам; разучивание стихов; пение детских песенок; сочинение
собственных сказок; игры с домашним кукольным театром; различные речевые игры
(что на что похоже, правда или нет, у кого это есть, кто лишний и т. д.). Кроме
этого, развитию речи и социализации способствуют сюжетно-ролевые игры со
сверстниками. Для этого в игровом арсенале ребенка должны быть тематические
наборы («Больница», «Кухня», «Магазин» и др.). Для таких игр можно соорудить
домик из одеял, покрывал, стульев (или купить готовую палатку).
КОГДА МАМА ЗАНЯТА.Чем занять ребенка, когда
маме нужно делать обычную домашнюю работу и она не может уделить внимание игре?
Если проявить немного смекалки, то можно придумать немало дел, которыми кроха
сможет позаниматься сам, при этом не просто не отвлекая маму, но и чувствуя
себя ее незаменимым помощником:
приобщать его к готовке: попросить помыть овощи
или фрукты, размешать салат в миске, выложить колбасу на бутерброды;
пусть поможет сервировать
стол: разложит ложки, салфетки,
хлеб, поставит солонку;
когда мама работает с
тестом,
небольшой его кусочек может стать прекрасным материалом для юного скульптора;
во время уборки маленькому помощнику можно
поручить, например, рассортировать белье для стирки, вытереть пыль с низких
полочек, рассортировать игрушки в детской: разложить по надлежащим коробкам
кубики, карандаши, детали конструктора, книжки, полить цветы на подоконниках;
можно предложить ребенку
повозиться с продуктами (горохом, фасолью, макаронами) – пусть рассортирует их или
выложит картинку; почувствовать себя взрослым малыш может, если ему предложить
«приготовить» что-то из настоящих продуктов, во «взрослой» посуде; можно
попросить малыша сделать для мамы бусы (пусть нанизывает на веревочку бублики,
большие бусины или цепляет прищепки).
Чтобы найти для своего чада интересное и полезное дело, не обязательно постоянно играть с ним вместе, усаживать за гаджеты или придумывать что-то немыслимое. Немного фантазии и терпения взрослых – и вопрос будет решен с пользой для обеих сторон.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.06.2020
Дата обновления: 17.04.2025
Дата публикации: 14.06.2024